Само понятие «транспортировка отходов» официальные регулирующие этот вопрос документы квалифицируют, как перемещение мусора при помощи транспортных средств вне территории, находящейся в собственного перевозчика.
Сама процедура регулируется целым рядом законодательных требований, главным из которых является предотвращение потери отходов по пути следования. В перечень сопроводительных документов для осуществления таких перевозок входят:
Также статья 16 № 89-ФЗ предписывает соблюсти ряд требований по безопасности транспортировки и оборудовать транспорт специальными опознавательными знаками.
СанПиН 2.1.7.1322- 03 строго регламентирует допустимое техническое состояние транспорта. Перевозчик обязан полностью исключить вероятность возникновения аварийной ситуации по причине неисправности с целью избежать загрязнения окружающей среды во время перевозки и перегрузки мусора. Сами процессы погрузки должны быть максимально автоматизированы и герметизированы по возможности. Транспортное средство в обязательном порядке оснащается системами спутникового трекинга ГЛОНАСС и ГЛОНАС/GPS.
В ст. 15 закона № 89-ФЗ подробно приведены требования к сотрудникам, осуществляющим этот вид деятельности:
Таким образом, актуальное законодательство обязывает получать лицензию на транспортировку отходов I-IV категорий как частных лиц, так и юридических субъектов. За нарушение порядка лицензирования и осуществление данного вида деятельности без лицензии предусмотрено наказание для всех категорий отходов, кроме V.
Полный перечень необходимых для получения лицензии документов и порядок прохождения процедуры лицензирования можно найти в Приказе Минприроды России от 01.07.2016 № 379.
Среди сложностей и нюансов стоит отметить неоднозначность трактовки федеральным законом вопроса оснащения спецтранспорта. К сожалению, нет и четко прописанных требований по маркировке транспортных средств, осуществляющих транспортировку отходов, а также оформленного перечня работ. Да и классификация грузов в разных документах приводится по-разному. ФЗ предлагает всего пять категорий, в то время, как ДОПОГ – уже девять. В настоящее время правительством и министерствами ведется серьезная работа по синонимизации различных классификаций и приведению регламента перевозок к единому стандарту.