О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СНОСА в г. МОСКВЕ

Постановление. Правительство Москвы. 25.06.02 469-ПП.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

25 июня 2002 г. N 469

(ПРМ)

В ходе выполнения строительных работ в городе Москве ежегодно образуется более полутора миллионов тонн отходов строительства и сноса, которые являются ценным вторичным сырьем, и в соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", должны подвергаться переработке, использованию и вовлечению в хозяйственный оборот в целях уменьшения

количества отходов.

В целях обеспечения правовых условий для более полного использования отходов строительства и сноса в г.Москве и уменьшения их образования вводится единый порядок обращения с данной категорией отходов в городе.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2000), постановлениями Правительства Москвы от 09.11.99 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве", от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", от 03.10.2000 N 785 "О первоочередных мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции и эффективности работы промышленных организаций стройиндустрии г.Москвы", а также распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от

31.05.2000 N 424-РЗП "О реализации Комплексной экологической программы г.Москвы в части использования отходов в виде вторичных ресурсов для строительной индустрии города" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2002 Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве, согласно приложению 1.

2. Определить, что проектно-сметная документация, утвержденная до момента вступления в силу Порядка обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве (далее - Порядка), пересмотру не подлежит.

3. Утвердить состав Координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве (далее - Совета), согласно приложению 2.

4. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города:

4.1. В месячный срок разработать нормативы и расценки работ в базисных ценах 1998 года для компенсации затрат проектных организаций, заказчиков и подрядных организаций по реализации положений, предусмотренных Порядком, и представить на утверждение Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы по согласованию с Мосгосэкспертизой.

4.2. В месячный срок разработать схему и перечень объектов размещения (переработки) городских отходов строительства и сноса, а также положение о Совете и представить на утверждение Правительства Москвы в установленном порядке.

4.3. Совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в срок до 30.08.2002 подготовить предложения по введению в городе Москве системы оценки отходов строительства и сноса, подлежащих использованию, на их соответствие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям.

5. Возложить на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Проектно-производственный и деловой центр (ППДЦ) "Информстройсервис" (далее - ГУП "Информстройсервис") функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве, о чем Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города проинформировать Департамент природных ресурсов по Центральному региону.

6. Принять к сведению, что ГУП "Информстройсервис":

6.1. В срок до 01.08.2002 проводит конкурс по определению организаций, которые будут в дальнейшем осуществлять разработку Технологических регламентов процесса обращения с отходами строительства и сноса.

6.2. В срок до 01.10.2002 готовит предложения по стимулированию процесса вовлечения в хозяйственный оборот продукции, полученной при переработке отходов строительства и сноса.

7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям городского инвестора - Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2003 год и последующие годы выделение финансовых ресурсов на возвратной основе на строительство в городе Москве производственных объектов по переработке и дальнейшему использованию отходов строительства и сноса в пределах лимитов капитальных вложений, установленных инвестору.

8. Москомархитектуре в двухмесячный срок в установленном порядке подготовить распорядительный документ Правительства Москвы о внесении изменений и дополнений (в соответствии с приложением 1) в следующие нормативно-правовые акты Правительства Москвы:

- распоряжение Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ "О Положении об едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве" (пп. 2.2, 2.4.2-2.4.4, 2.6 главы II, п.2 главы III, пп.2 и 3 главы IV, п.2 и 4 главы VI и соответствующие приложения к Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве);

- постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 "Об утверждении правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве" (пп.2, 4, 6, 7, 11, 15 Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г.Москве);

- распоряжение Премьера Правительства Москвы от 13.01.99 N 25-РП "Об обязательной утилизации и переработке строительных отходов при сносе пятиэтажного и ветхого жилищного фонда" (пп.2 и 3).

9. Пресс-центру Мэра и Правительства Москвы в недельный срок опубликовать в печати Порядок обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы

Ю.М.Лужков

Приложение 1

к постановлению Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 469-ПП

ПОРЯДОК

обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве

Настоящим документом устанавливается единый порядок обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве.

Требования настоящего Порядка обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г.Москвы образуются отходы строительства и сноса, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями занятыми в сфере транспортирования, размещения или использования отходов строительства и сноса.

Термины и определения, используемые в настоящем Порядке.

- отходы строительства и сноса - отходы (за исключением высоко и чрезвычайно опасных) от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов, объединенные в единую группу;

- габаритные отходы строительства и сноса (ГСО) - отходы, загрузка которых возможна в стандартный бункер - накопитель объемом более 2,0 куб.м;

- негабаритные отходы строительства и сноса (НГСО) - отходы, загрузка которых в стандартный бункер-накопитель объемом более 2,0 куб.м из-за своих размеров и по своему характеру невозможна;

- отходопроизводители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной деятельности которых на территории г.Москвы образуются отходы строительства и сноса;

- объект образования отходов - строительная площадка или участок производства строительно-монтажных работ, на которых образуются отходы строительства и сноса;

- отходопереработчики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке и использованию отходов;

- отходоперевозчики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению (перевозке) отходов;

- отходополучатели - конечные адресаты вывоза (удаления) отходов, к которым относятся отходопереработчики и лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов;

- временное хранение отходов строительства и сноса - содержание отходов в специально оборудованных местах для хранения в целях их последующего использования, захоронения или обезвреживания сроком не более 7 календарных дней;

- вторичная продукция - продукция (материалы), полученные в процессе переработки отходов;

- технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса (ТР) - документ, регламентирующий процесс обращения с образуемыми отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту их образования. ТР на правах отдельного раздела включается в состав проектной документации строительства и реконструкции такого объекта.

Требования по обращению с отходами строительства и сноса .

В соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 29.12.2000) и ориентированными на повышение степени утилизации отходов и увеличение доли использования вторичных ресурсов, группа отходов строительной отрасли (отходы строительства и сноса) как

наиболее полно отвечающая вышеуказанным принципам в максимально возможных объемах должна подвергаться переработке и последующему использованию.

1. Общие требования

1.1. Отходы строительства и сноса по позициям, указанным в приложении 2 к Порядку, должны направляться на переработку и дальнейшее использование, при условии обязательного радиационного и санитарно-гигиенического контроля отходов и продуктов их переработки, а также наличия в городе Москве соответствующих перерабатывающих мощностей.

Отходы строительства и сноса, переработка которых по причине отсутствия в городе Москве соответствующих мощностей временно не возможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров и иных неудобий, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень объектов размещения городских отходов строительства и сноса, расположенных в Московской области.

1.2. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно (дифференцированно) по совокупности позиций, имеющих единое направление использования, указанных в приложении 2 к Порядку.

Сбор отходов, направляемых на захоронение и обезвреживание осуществляется раздельно по классам опасности.

1.3. Ответственность за сбор и сортировку отходов на объектах их образования несут отходопроизводители.

1.4. На объектах образования отходов строительства и сноса допускается лишь временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса и только в специально оборудованных для этого местах (требования по оборудованию мест временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса изложены в п.3 Порядка).

Временное хранение (складирование) образующихся отходов строительства и сноса на территории объекта образования осуществляется на основании разрешения на размещение отходов, выдаваемого отходопроизводителю Департаментом природных ресурсов по Центральному региону и согласованного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

1.5. В целях обеспечения процесса обращения с отходами строительства и сноса, отходопроизводитель обязан иметь заключенные договоры с подрядчиками по процессу обращения с отходами строительства и сноса: отходоперевозчиками, отходопереработчиками или лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов (п. 1.1 Порядка) и имеющими лицензии и лимиты размещения отходов.

1.6. Процесс обращения с отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту образования определяется технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса. Требования к оформлению ТР изложены в п.2 Порядка.

1.7. Стоимость работ подрядчиков по процессу обращения с отходами строительства и сноса, равно как и стоимость работ по разработке технологического регламента включается в сметную стоимость строительства, ремонта и реконструкции по нормативам, ценам и в порядке, утвержденным Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.

1.8. Ведение банка данных отходов строительства и сноса:

1.8.1. Ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве осуществляется ГУП "Проектно-производственный и деловой центр "Информстройсервис" (далее - ГУП "Информстройсервис").

1.8.2. Функции по ведению банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве:

- ведение реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г.Москве;

- регистрация всех разработанных ТР с присвоением каждому из них индивидуального реестрового номера;

- предоставление данных реестра фактически образующихся, использованных или захороненных отходов строительства и сноса в г.Москве органам исполнительной власти города Москвы по их запросу на безвозмездной основе;

- анализ текущего состояния и перспективное прогнозирование в сфере обращения с отходами строительства и сноса в г.Москве;

- выработка и предоставление на рассмотрение Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города рекомендаций по созданию, развитию или модернизации производственных объектов по переработке отходов строительства и сноса в г.Москве;

- разработка и реализация системы вовлечения вторичной продукции строительного назначения в хозяйственный оборот;

- информационное обеспечение процесса разработки ТР (осуществляется на договорной основе);

- проверка соответствия процесса практического выполнения положений ТР.

2. Порядок разработки и регистрации технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса.

2.1. Все отходопроизводители, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны иметь техническую и технологическую документацию, регламентирующую процесс обращения с образуемыми ими отходами строительства и сноса в виде технологического регламента.

ТР должен отражать полную и достоверную информацию по всему процессу обращения со отходами строительства и сноса от момента их образования до момента их использования или захоронения (типовая форма ТР представлена в приложении 1 к Порядку).

2.2. ТР по строящимся, ремонтируемым, реконструируемым, разбираемым, сносимым зданиям, сооружениям и инженерным коммуникациям или промышленным объектам разрабатывается отдельно по каждому объекту образования отходов строительства и сноса на стадии подготовки проектной документации.

При этом должны быть предусмотрены:

- санитарно-экологическое и радиационное обследование конструкций и материалов, подлежащих переработке и дальнейшему использованию;

- порядок организации сноса зданий и сооружений и мероприятия по охране окружающей среды на период сноса и захоронения загрязненных отходов.

2.3. Разработка ТР:

2.3.1. Разработка ТР осуществляется организациями, определенными ГУП "Информстройсервис" по конкурсу (далее - разработчиками).

2.3.2. Разработка ТР осуществляется по типовой форме (приложение 1 к Порядку).

2.3.3. Мероприятия по размещению и использованию отходов строительства и сноса, включаемые в разрабатываемый ТР, должны отражать полную и достоверную информацию, отвечать действующим санитарным и экологическим требованиям, а также принципам наиболее полного использования вторичного сырья (отходов).

2.3.4. Разработка ТР осуществляется по техническому заданию заказчика строительства, согласованного Мосгосэкспертизой, на основании договоров на разработку ТР, заключенными заказчиком строительства с разработчиками.

2.4. Регистрация ТР:

2.4.1. ТР в обязательном порядке подлежит регистрации в организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве (п. 1.8.1 Порядка).

2.4.2. При регистрации ТР организация, осуществляющая ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве, анализирует содержащуюся в нем информацию и присваивает регистрируемому ТР индивидуальный реестровый номер.

2.4.3. Данные, представленные в ТР, вносятся в реестр отходов строительства и сноса в г.Москве.

2.4.4. Предельный срок, отведенный на регистрацию ТР, составляет 2 рабочих дня (не считая дня подачи ТР на регистрацию).

2.4.5. Отраженные в ТР положения по обращению с отходами строительства и сноса имеют обязательную силу как для отходопроизводителя, так и для подрядчиков, привлекаемых им для выполнения работ по процессу обращения с отходами строительства и сноса.

2.5. Регистрация ТР не относится к категории оплачиваемых работ (услуг) организации, осуществляющей ведение банка данных отходов строительства и сноса в г.Москве.

2.6. Начиная с 1 августа 2002 года зарегистрированный ТР в обязательном порядке предоставляется:

- Мосгосэкспертизе и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы - на стадии рассмотрения и утверждения проектной документации;

- Объединению административно-технических инспекций Правительства Москвы - на стадии оформления ордера на проведение работ.

2.7. Без предоставления (п.2.6 Порядка) надлежащим образом оформленного ТР:

- Мосгосэкспертизой и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы проектная документация не принимается к рассмотрению и утверждению;

- Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы не производится выдача и продление ордеров на проведение работ.

2.8. Проверку соответствия процесса практического выполнения положений ТР осуществляет ГУП "Информстройсервис".

2.9. Контроль над процессом реализации ТР осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, органами санитарно-эпидемиологического надзора и Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы в соответствии с их полномочиями.

3. Сбор и временное хранение отходов строительства и сноса.

3.1. Отходопроизводители обязаны осуществлять раздельный сбор (сортировку) и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса, подлежащих переработке и дальнейшему использованию, по совокупности позиций, имеющих единое направление использования (приложение 2 к Порядку), а также раздельный сбор и временное хранение (складирование) отходов строительства и сноса, подлежащих захоронению по классам опасности.

3.2. Раздельный сбор (сортировка) образующихся отходов строительства и сноса должен осуществляться преимущественно механизированным способом.

Допускается ручная сортировка образующихся отходов строительства и сноса при условии соблюдения действующих санитарных норм,

экологических требований и правил техники безопасности.

3.3. Предельный срок содержания образующихся отходов строительства и сноса в местах временного хранения (складирования) не должен превышать 7 календарных дней.

3.4. Места временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса (далее - места хранения) должны отвечать следующим требованиям:

- места хранения должны располагаться непосредственно на территории объекта образования отходов строительства и сноса или в непосредственной близости от него на участке, арендованном отходопроизводителем под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;

- размер (площадь) места хранения определяется расчетным путем, позволяющим распределить весь объем временного хранения образующихся отходов строительства и сноса на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/кв.м;

- места хранения должны иметь ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ";

- места хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение отходами строительства и сноса почвы и почвенного слоя;

- освещение мест хранения в темное время суток должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.046-85 "Нормы освещения строительных площадок";

- размещение отходов в местах хранения должно осуществляться с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования отходов строительства и сноса;

- для раздельного складирования габаритных отходов строительства и сноса (по позициям, классам опасности и последующему назначению:

переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения должны быть оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 куб.м в необходимом количестве;

- раздельное складирование негабаритных отходов (НГСО), не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;

- к местам хранения должен быть исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом.

3.5. Отходопроизводитель ведет журнал учета размещения отходов строительства и сноса в местах хранения и их удаления (вывоза) с объектов образования по приведенной ниже форме:

Полный вариант документа по ссылке